Игры для малышей

Игра с маленьким ребенком — важнейшая составляющая процесса общения и взаимодействия. Это прообраз игр и забав, которыми вы можете развлекаться с детками постарше , но на более простом и «тихом» уровне; улыбайтесь младенцу, ласкайте и обнимайте его так, как ему нравится, смейтесь, когда вам смешно.

Если вы помогаете ребенку радоваться окружающему миру и себе в этом мире, то вы прекрасный родитель. Это необходимо для формирования его самооценки, следовательно, крайне важно для здорового эмоционального и поведенческого развития и очень полезно для мозга, о чем свидетельствуют современные исследования...

Есть весомые доказательства, что радость, вызванная играми и весельем, очень полезна для мозга. Химические изменения, вызываемые в мозгу положительными эмоциями, благоприятно влияют на его рост и развитие.

Колвин Тревартен, почетный профессор детской психологии и психобиологии Эдинбургского университета

Можно намеренно создавать ситуации, в которых малыш получает удовольствие, но веселье и радость от общения друг с другом тоже могут стать частью вашей повседневной жизни. Иногда перспектива повеселиться будет радовать вас не больше, чем предстоящий визит к зубному. Никто не бывает счастливым и отзывчивым постоянно, а сочетание недосыпа и ухода за маленьким ребенком редко вызывает желание развлекаться.

Нет смысла изображать удовольствие, если вы не в настроении, поскольку дети обладают сверхъестественной способностью замечать несоответствия между вашими чувствами и поступками. Просто старайтесь показать малышу, что считаете его прекрасным, милым или смешным, когда вам искренне этого хочется, чем бы вы в тот момент ни занимались.

Повседневные события в жизни младенца — кормление, переодевание, купание и так далее — могут стать приятными ритуалами, особенными и радостными.
В каждом из них есть легко узнаваемые этапы или моменты, на которые реагируют родитель и малыш.
Важен визуальный контакт, поскольку он вызывает у ребенка чувство безопасности и понимание. Звуки и языковые реакции, движения рук и ног — все это выражает удовольствие и радость младенца от совместного времяпрепровождения. Эти переживания помогают ему открыть для себя отношения.
Джудит Филоу, психотерапевт, социальный работник и консультант «горячей линии» для родителей

ЗАНЯТИЯ С ИГРУШКАМИ
8-14 дней

1. Откуда светит свет?
Нужно: неяркий карманный фонарик или ночник (сделать их неяркими можно, затенив свет прозрачной тканью или накрыв лампу абажуром).
Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на спине ребенку подносят с различных сторон фонарик или лампу и побуждают его тем самым поворачивать голову и следить глазами за светом.

2. Следи за игрушкой!
Нужно: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) величиной 6-8 см, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые).
Лежащему на спине ребенку показывают игрушку, держа ее на расстоянии 40-60 см (расстояние подбирается для каждого ребенка индивидуально опытным путем). Затем игрушку, слегка встряхивая, медленно перемещают вправо-влево на 20-30 см, побуждая его следить глазами за предметом.
Примечание: скоро вы поймете, что ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. Поэтому если вы хотите познакомить его именно с игрушкой, держите ее на вытянутой руке. Но потом обязательно дайте ему вдоволь насмотреться на ваше лицо!

Через несколько месяцев вы поразитесь тому, как ребенок умеет «считывать» с лица малейшие оттенки вашего настроения.

3. Откуда слышен звук?
Нужно: металлофон (выбирается одна клавиша), бубен, колокольчик, погремушки с разными звуками, металлические и деревянные ложки, детская дудочка, султанчики из шуршащей бумаги и проч.
Слева или справа на расстоянии 25-50 см от лежащего на спине ребенка ударяют 2-3 раза в бубен (звенят колокольчиком, трясут погремушкой, хлопают в ладоши и т. д.), игрушку ребенок пока не видит. Разумеется, звук должен быть негромким и приятным. Расстояние и громкость звука подбираются для каждого ребенка индивидуально. Когда, после 3-4 повторений, ребенок начнет искать глазами источник звука, ему показывают звучащий предмет (см. предыдущее занятие).
Примечание: не забывайте, что самым полезным звуком для ребенка (в любом возрасте) является человеческая речь.

Если вы не делаете ничего и просто разговариваете с ребенком, вы уже делаете очень много для его развития.

14-20 дней
1. Посмотри на меня!
Ребенок лежит на спине, взрослый наклоняется над ним, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним. Когда ребенок заинтересуется вашим лицом, постарайтесь несколько секунд не двигаться, «удерживая» его взгляд. Обычно ребенок в этом возрасте фиксирует предмет взглядом в течение 5-10 секунд.
Вариант игры: вы держите ребенка на руках и медленно отдаляете, а затем и приближаете его к своему лицу, пока он не поймает ваш взгляд. С наибольшей вероятностью вы окажетесь в этот момент в «позе Мадонны» — ребенок будет находиться примерно на уровне вашей груди.

3. Посмотри на колокольчик!
Точно так же вы можете продолжить игру со звучащими игрушками (см. занятие 3 «Откуда слышен звук?»), но теперь игра включает в себя три этапа.
1. Вы звените колокольчиком, пока ребенок не начинает искать глазами источник звука.
2. Вы показываете колокольчик, плавно двигая его над ребенком, пока малыш не начнет следить за ним глазами (см. занятие 2).
3. Вы держите колокольчик неподвижно в течение нескольких секунд, и ребенок фиксирует его взглядом.
Уф! Теперь вы понимаете, какое это сложное дело: посмотреть и увидеть!

2. Посмотри на игрушку!
Занятие проводится аналогично занятию 2 «Следи за игрушкой!», но, подвигав игрушкой, вы задерживаете ее на несколько секунд, позволяя ребенку зафиксировать на ней взгляд и рассмотреть ее.

20-30 дней
1. Дальше-ближе
Нужно: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) величиной 6-8 см, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые). Лучше всего подойдет кружок из картона, на котором нарисовано улыбающееся человеческое лицо (в стиле «точка, точка, запятая»).
Вы снова держите игрушку на расстоянии 40-60 см над ребенком, лежащим на спине, но перемещаете ее уже по всем направлениям: дальше-ближе, вверх-вниз, вправо-влево, а также в различном темпе (быстро-медленно). Следите за ребенком: он должен фиксировать игрушку взглядом. Если он отвлекся, займитесь чем-нибудь другим и повторите игру через некоторое время, подбирая темп и расстояния по реакции ребенка.
Точно так же проводятся занятия со звучащей игрушкой.

2. Картинная галерея
Ваш ребенок вполне может тренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, — на боку. Лежа на спине, он может захлебнуться при срыгивании, а на животе ему может быть трудно дышать из-за слишком мягкого матраса. Поэтому, когда ребенок лежит на боку, основой его картинной галереи становятся стенки кровати. На них вы и помещаете картины на расстоянии не менее 30-40 см от лица ребенка (ближе ему трудно будет их разглядеть из-за физиологической дальнозоркости). Почетное место на этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно-белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще будут путать ребенка). На другую стенку (выставка для другого бока) можно повесить (на выбор):
• широкие черные и белые полоски шириной приблизительно 5 см;
• черные кружки диаметром 3 см на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и больше кружки);
• шахматную доску или мишень.

Вы здесь: Главная Дети Малыши Игры для малышей Игры для малышей